ВКонтакте проанализировала, как молодые пользователи меняют цифровую культуру и формируют тренды медиаконтента. Исследование показало, что зумеры часто ностальгируют по прошлому, в котором не жили. В свою очередь альфа активно создают новый контент. Главными трендами молодежи в ближайшие годы станут мемы и искусственный интеллект.
78% поколения Z (зумеров) испытывают ностальгию по временам, в которых не жили:
-
увлекаются советской эстетикой,
-
используют VHS-эффекты, создающие на фото ощущение старой плёнки,
-
создают мемы с героями старых фильмов,
-
проходят игры, вдохновленные русской культурой, например Atomic Heart.
Помимо этого, большая часть зумеров (86%) увлекаются русской культурой в сети, включая мемы, игры досоветской и ретроэстетики. Чаще всего это поколение узнает о местных трендах через мемы, блогеров, нарезки видео и обсуждения в пабликах.
67% зумеров хотят видеть больше локальных образов в играх, анимации, мемах и кино.
Если говорить о более юном поколении альфа, то они, в отличие от зумеров, смотрят в будущее, а не в прошлое. 47% его представителей активно создают контент, когда среди зумеров этим занимаются только 22%.
Альфа вовлечены в digital-среду как креаторы:
-
33% делают мемы и видео,
-
25% занимаются программированием и разработкой игровых модов,
-
21% ведут текстовые блоги и онлайн-сообщества.
Для 55% представителей альфа digital стал не только пространством для общения, но и инструментом для самовыражения.
Также в исследовании выделили главные тренды среди молодежи. Интересы 77% респондентов международные. В частности их привлекают азиатские форматы. В топе интересов:
-
Аниме – 57%,
-
Дорамы – 54%,
-
k-pop – 45%,
-
кулинарные шоу – 39%.
По мнению 42% молодежи, международный контент не влияет на то, какие они выбирают фильмы, музыку и развлечения. Однако он вдохновляет их на путешествия и изучение иностранных языков.
Если говорить о будущем digital-культуры, больше половины считают, что создание контента изменится благодаря нейросетям (57%), а также что мемы останутся главным форматом онлайн-общения (55%). К этому выводу приводит и то, что для 49% респондентов мемы и постирония – наиболее интересные форматы общения.
Для исследования влияния молодежи на digital-культуру в марте 2025 года ВКонтакте провела опрос и аналитический анализ внутренних данных. В опросе проголосовали 1000 человек из разных городов России. К поколению Z (зумерам) относят людей, родившихся с 1997 по 2010 год, в опросе. А поколение альфа родились после 2011 года. В исследовании принимали участие респонденты, достигшие 14-летнего возраста.
Напомним, что ранее ВКонтакте выяснили, на что и почему донатят пользователи. А VK рассказала, какой контент в соцсетях лайкают больше всего.
Источник: пресс-релиз ВКонтакте