Российский SMM только начинает свой путь к финансовым вершинам. Долгое время под маркетингом в социальных медиа понимался «креатив». Например, вирусные рекламные кампании с сиськами и интригами. Или же креативные промо сайты с завязкой на общении в социальных сетях.
Примерно 2 года назад произошел разрыв созданного шаблона. Специалисты внезапно осознали маркетинговый потенциал социальных медиа, не связанный с креативом. Появились новые услуги:
· мониторинг упоминаний в социальных медиа;
· управление сообществами;
· построение бренд-платформы и т.д. и т.п.
Рынок стал активно насыщаться идеями, кадрами, кейсами. Стал зарождаться робкий спрос на SMM, креативный и не очень.
Понятия, метрики, объемы
Весь SMM в России за 2011 год, по моей оценке, это чуть более миллиарда рублей. Опускаем выручку социальных медиа от «контекстной» и баннерной рекламы. Оцениваем только чистые услуги от креативных и аналитических агентств.
Под SMM понимается широкий спектр услуг – разобьем его на основные блоки:
1. Креатив
Все, что связано с наркоманией творчеством – от
2. Аналитика
Креатив невозможно разработать без знаний об аудитории, без анализа репутации бренда в социальных медиа, без определения болевых точек бренда. Цель аналитики – дать достоверные ответы на актуальные вопросы до начала любой активности в социалках.
3. Технологии
Оптимизация сайта под социальные медиа (SMO), общение с клиентами через сайт и группы в социальных медиа, построение бренд-платформы, которое невозможно без специфических знаний и т.д. и т.п. Огромный список услуг, завязанный на продаже технического и маркетингового опыта взаимодействия с социальными медиа.
Основные метрики, которыми пользуются специалисты от SMM:
· Охват. Количество человек, явно или опосредованно контактирующих с информационным поводом.
· Активность. Количество реакций аудитории (лайки, комментарии, репосты, покупки и т.д.).
· Отношение. Как выглядит бренд в глазах целевой аудитории после завершения рекламной кампании.
Характерная черта: SMM воспринимается как разовое мероприятие, а не как постоянный процесс. Это очень важный нюанс, осознание которого разделяет две эпохи в развитии российского SMM.
SMM не существует
Владислав Цыплухин опубликовал
Нет никакого SMM. Люди, рассказывающие про свои сверхэффективные кейсы на конференциях, чаще всего продают воздух. Эффект не измерить количеством подписчиков или уникальных посетителей. В этой системе измерений слишком много уровней, слоёв человеческих эмоций. Они изучили не основу, а инструментарий, первыми добрались до кнопки Like. И назвали себя специалистами.
В то же самое время Влад рассказывает о том, как «правильно» работать с информацией, опровергая тем самым главный тезис своей заметки.
SMM действительно существовал до появления социальных медиа и Интернета. Существовал как один из разделов маркетинга, как раздел социальной психологии, как раздел руководства по ведению информационных войн. Но именно с развитием Интернета и социальных сетей, SMM стал существовать сам по себе, получив свои терминологию и метрики.
Скорее всего, заявление Влада – это часть новой
Сейчас позицию ВКонтакте лучше всего характеризует фраза «пчелы против мёда»!
Будущее туманно
SMM существует уже как самостоятельная дисциплина. В России SMM находится в стадии зарождения, но уже сейчас виден потенциал. Факторы успеха:
1. Понятный формат для медийщиков.
Специалисты от традиционных СМИ (ТВ, радио и журналы) понимают, как работать с массовой аудиторией. Понимают психологию и знают, что работает, а что нет. Имея опыт, базу рекламодателей и ресурсы, медийщики могут легко овладеть новым для себя направлением.
2. Развитая инфраструктура.
Условно, крупные интернет-ресурсы, такие как ВКонтакте и контент фермы от Mail Group – это тематические телевизионные каналы. Причем эти проекты собирают аудиторию, превышающую аудиторию ТВ. Благодатная почва для развертывания активности.
Выходцы от Интернета подготовили и удобрили почву. Социальные медиа создали платформы, которые генерируют десятки миллионов посетителей каждый день. Медийщики от традиционных СМИ испытывают давление со стороны Интернета. Остается пара шагов до нового витка в развитии маркетинга в социальных медиа.
Да, эпоха дикого SMM мертва. Нет, SMM не умер, он перерождается! Аминь.