Меж тем в одном только Лондоне насчитывается более 300 коворкингов (для сравнения, в Москве около 30), а капитализация крупнейшего сетевого коворкинга WeWork этой весной перевалила за 16 миллиардов долларов.
В России первыми расположились в коворкингах IT-специалисты, фрилансеры и стартап-команды. Сейчас список наших клиентов значительно шире: это и банки, и консалтинговые агентства, и ритейл, и СМИ. Некоторые крупные компании переводят в коворкинг часть коллектива: отделы инноваций, интенсивно работающие проекты (нуждающиеся в «смене картинки»), клиентские департаменты (бэк-офис остается в офисе классом пониже, менеджеры по работе с клиентами переезжают в представительный коворкинг).
В чем причина всеобщей любви к коворкингам?
1. Время
Коворкинги экономят время. Вы читали, сколько делалась #prisma? 2 месяца. В «традиционной» модели примерно столько уходит на поиск офиса и переезд (это если без серьезного ремонта). Вот и получается, что крошечные быстрые команды просыпаются миллионерами, а корпорации успевают лишь головой крутить.
Коворкинг — возможность сегодня придумать проект и завтра начать полноценно над ним работать (полноценно — в комфортном офисе с переговорными комнатами, а не дома с котом). Аналогичным образом покинуть коворкинг можно в любой момент. Нашли место получше? Встали и выехали. Никаких штрафов, никаких сложностей.
(Один из офисов WeWork в Нью-Йорке. Источник: https://www.wework.com)
2. Деньги
Рассмотрим пример. Агентство по продвижению в Интернете, в штате 15 человек. Потребность в офисе — 150 метров. Нужны переговорные для мозговых штурмов и встреч с клиентами. Нужна кухня, нужен гардероб. Крайне желателен свой санузел. Стоимость нестрашного офиса недалеко за третьим кольцом с учетом налогов — тысяч 250 рублей. Плюс Интернет — 10, клининг — 20, ресепшен еще тысяч 40 как минимум, IT-cопровождение — 20, вода-чай-кофе-сахар еще тысяч 5. Итого 345 000 в месяц. Дополнительно компания заплатит депозит в размере месячной аренды. В итоге, в первый год наше агентство потратит 4 485 000 (мы оставляем за скобками закупку мебели и расходы на переезд).
Коворкинг стоит в среднем 15 000 рублей за рабочее место, то есть наши герои выложат за год всего 2 700 000. Уровень офиса при этом — отделка, кухня, мебель и так далее — будет значительно выше, чем в первом случае.
Кроме того, рост команды не повлечет за собой значительных трат: достаточно будет лишь докупить нужное число рабочих мест. В отличие от обычного офиса, где пришлось бы арендовать площади (которые не всегда есть), делать ремонт, закупать мебель, и так далее.
3. Нетворкинг
В обычном офисе видишь только своих коллег. В коворкинге вокруг постоянно новые люди: сотрудники соседних компаний, их гости, участники мероприятий. Возможностей завести полезное знакомство — море. Именно это называют постоянные резиденты коворкингов в числе ключевых преимуществ. Digital-агентство окажется в одном пространстве с потенциальными клиентами, партнерами, а также легко найдет новых сотрудников из числа одиночек-фрилансеров.
4. Все и сразу
Задача коворкинга — удовлетворить максимум потребностей клиентов, чтобы те продуктивно работали и не отвлекались на бытовые вопросы. Охрана, ресепшен, Wi-Fi, зоны отдыха, шкафы для вещей, чай-кофе без лимита — необходимый минимум в любом достойном коворкинге. В Рабочей Станции, например, есть кафе (руководитель агентства не будет беспокоиться, что его сотрудники питаются полуфабрикатами и болеют) и даже капсульный отель (на случай, если пришлось задержаться допоздна или нужно пригласить в Москву иногородних коллег).
5. Атмосфера
В коворкингах трудятся, в основном, предприниматели и молодые команды — люди, приходящие на работу не потому, что надо, а потому, что важно и хочется. Это ловишь на уровне ощущений: атмосфера коворкинга вдохновляет, здесь очень сложно прокрастинировать.
Поэтому многие, придя впервые — попробовать — становятся постоянными резидентами. И говорят: «Ну ничего себе. Я раньше думал, что коворкинг — это хипстеры, играющие в шашки. А у вас такой офис серьезный, и даже шашек нет».