Оксана Карелина

Оксана Карелина

ORM-маркетолог компании «Бегет»

Облако в кармане: все об успешной миграции

07 августа 2024
Подпишитесь на нас в Telegram

Каждый предприниматель не понаслышке знает, как важно использовать современные технологии, чтобы развивать проекты, да и просто удерживать бизнес на плаву.

Одной из технологий, которая сегодня может помочь бизнесу стать успешнее, являются облачные вычисления: их используют 94% компаний в мире и рынок постоянно растет – например, за 2023 год он увеличился на треть, показав прирост около 40%, а в 2024 году, по прогнозам, он вырастет не менее чем на 30%.

В этой статье мы расскажем, как обновить и усилить ваш проект за счет переноса вычислений в облако, чтобы увеличить его гибкость, масштабируемость и эффективность в целом. Если вы, конечно, еще этого не сделали.

Для наглядности сдобрили текст порцией кейсов компаний, которые уже перенесли свои данные в облако.

Для начала – буквально несколько слов о том, что вообще понимается под миграцией в облако.

По сути, это перемещение IT-инфраструктуры предприятия, включая данные, сервисы, приложения и т. д. на серверы облачного провайдера. Сегодня миграция в облако – глобальная и общероссийская тенденция: на облачные сервисы переходят как крупные корпорации, так и средний и малый бизнес. Ожидается, что к 2027 году более 70% предприятий будут использовать отраслевые облачные платформы, а к 2030 – объем мирового рынка облачных вычислений достигнет 1 554,94 млрд долл. при темпе роста 14,1%.

Теперь разберем процесс миграции в облако – расскажем, зачем, когда и как все это можно осуществить, какие подводные камни могут быть и что в таком случае делать.

Зачем мигрировать

Итак, в первую очередь миграция будет полезна, если необходимо:

  • Повысить масштабируемость и гибкость инфраструктуры

Облачные ресурсы (вычислительные мощности, объем хранилища и т.д.) можно наращивать или уменьшать в зависимости от потребностей бизнеса и делать это за считанные минуты – таким образом компании могут быстро реагировать на изменения рынка, запускать новые проекты и услуги из любой точки мира.

Примеры кейсов: в результате миграции в облако финансовая биржа Nasdaq GEMX повысила масштабируемость, гибкость и отказоустойчивость инфраструктуры, ритейлеру Ашан удалось на 2% увеличить выручку от продаж и на 5% сократить излишние запасы товаров в магазинах, а обновленный в ходе ребрендинга сайт универмага Цветной сохранил работоспособность при росте количества уникальных посетителей на 82%.

  • Улучшить стабильность и скорость работы сайта

Облачные платформы предлагают автоматизированное управление инфраструктурой, забирая ответственность за показатели стабильности и отказоустойчивости на себя, что повышает стабильность и надежность работы любого сайта и снижает вероятность простоев. При этом провайдеры облачных сервисов предоставляют высокий уровень защиты данных – используют шифрование, обновления безопасности, системы обнаружения вторжений и протоколы реагирования на инциденты.

Примеры кейсов: Миграция в облако помогла интернет-магазину Island Soul Jewelry улучшить стабильность сайта в 4 раза, магазину CITY – увеличить скорость работы сайта и в 2 раза повысить темпы доставки бизнес-приложений в продакшн, а компания Tata Motors вынесла в облако необходимые для бизнеса сервисы, таким образом повысив скорость их работы.

  • Сократить расходы

Это возможно за счет отказа от покупки и обслуживания собственного оборудования, а также снижения затрат на персонал, администрирование инфраструктуры и возможности платить только за использованные ресурсы, которые выделяются по требованию, ровно в таком объеме, который необходим на текущем этапе. Кроме того, всё техобслуживание и все обновления берет на себя поставщик.

Примеры кейсов: Многие компании, включая таких гигантов, как Netflix, Xerox, Pinterest, Apple и т. д. перешли на облачные вычисления именно с целью сокращения расходов, а стриминговому сервису Spotify переход в облако позволил сократить расходы на инфраструктуру на 30%.

Когда мигрировать

Прежде всего, рассматривать миграцию в облако стоит, если вы планируете:

  • развивать свой проект или ваш бизнес уже стремительно растет – например, сервис онлайн-бронирования отелей Hotels.ru перешел в облако, столкнувшись с необходимостью наращивать производительность;

  • повысить гибкость бизнеса в условиях, когда количество пользователей растет – например, когда аудитория Skype выросла до 300 миллионов пользователей, миграция позволила улучшить существующие функции (обмен файлами и видеосообщениями) и запустить новые (мобильные групповые видеозвонки, Skype Translator и Skype Bots);

  • локализовать инфраструктуру для импортозамещения – с этой целью миграцию выполнила компания Х5 Group, студия Poteha Labs и сеть магазинов MODIS.

Как мигрировать

В целом миграцию можно условно разделить на три этапа.

Подготовка и аудит

В первую очередь проводится подготовка к миграции в облако – этап включает составление списка имеющихся серверов/оборудования и сбор данных о переносимых приложениях. Бизнесу в таком случае важно учесть моменты, связанные с лицензиями, – часть из них может относиться к оборудованию и перестать работать в облаке.

Затем необходимо продумать очередность переносимых приложений в зависимости от критичности простоя и потенциальных подводных камней – к примеру, если доступа к виртуализации нет, потребуется перенос с помощью инструментов резервного копирования.

Стратегическое планирование

Когда готов инфраструктурный ландшафт, можно составлять план – к примеру, в виде блок-схем. Цель этого этапа – установить порядок и время миграции в облако: определить конкретные часы перехода, когда нагрузка на сервисы минимальна, и при этом учесть прочие тонкости (к примеру, некоторые приложения можно переносить только одновременно). В зависимости от специфики сервисов подбирается технология миграции: к примеру, если инфраструктура построена на VMware, пригодится утилита VMware Cloud Director Availability.

Существует несколько основных стратегий миграции:

  • полная – в облако одновременно переносят все данные и приложения;

  • частичная – лишь некоторые сервисы переходят в облако;

  • гибридная – часть данных и приложений остаются на локальных серверах, а другая часть переносится в облако;

  • миграция с использованием API – некоторые облачные провайдеры предоставляют API для переноса данных и приложений.

Один из наиболее популярных подходов к миграции – постепенный переход в облако. Например, сеть универсамов АБК сперва перенесла в облако один из сервисов (системы ServiceDesk) для наработки практики использования облачных решений, компания «Прогресс-Нева Групп» сначала выбрала VPS-сервер для служб терминалов и лишь затем перешла к почти полной миграции, а национальный универсальный химический дистрибьютор РУСХИМСЕТЬ разбил миграцию на 2 этапа: в первую очередь в облако были перенесены системы 1С, а потом – все остальные компоненты инфраструктуры (при этом некоторые системы, к примеру, видеонаблюдение, так и остались локальными).

По вопросам выбора подхода к миграции могут проконсультировать специалисты облачного провайдера.

Переезд в облако

Начинать следует с тестовой миграции некритических сервисов. Самые значимые приложения следует переносить в последнюю очередь. В случае форс-мажора (например, если «просел» канал у интернет-провайдера) процедуру лучше отложить. Оценить работу мигрированных систем и приложений в новых условиях помогут финальные тесты.

Сколько занимает миграция

Миграция данных в облако может занимать как несколько дней, так и растянуться на годы.

Точный срок обычно зависит от:

  • размера и сложности инфраструктуры компании;

  • количества приложений и данных;

  • требований к интеграции и совместимости с существующими системами.

Так, например, компания Таврос смогла переехать в облако всего за 5 дней, Диспетчер 24 – за месяц, а у гиганта Netflix миграция инфраструктуры в облако заняла целых 7 лет (но и результат оказался впечатляющим: количество участников потокового вещания увеличилось в 8 раз, а общее количество просмотров – в 3 раза). Корпорациям в целом сложнее мигрировать – как справедливо отметил вице-президент Microsoft, это не дозаправка самолета в воздухе, а фактически замена реактивного двигателя в воздухе.

Причины неудачных миграций и как их избежать

Каждый переезд в облако – процедура сугубо индивидуальная, однако существует несколько типичных случаев, которые могут привести к простою IT-систем, служб и компонентов:

► Отсутствие планирования – перед принятием решения о миграции необходимо провести инвентаризацию инфраструктуры, чтобы четко понимать, из каких компонентов она состоит и как они друг с другом связаны.

► Отсутствие дорожной карты – в плане должно быть прописано, что будет переноситься в облако, когда и в каком объеме, только так можно избежать хаоса, потери данных и вынужденной остановки бизнес-процессов.

► Отсутствие схемы зависимостей – к примеру, если отдельные приложения/сервисы используют одну и ту же базу данных, то перемещать их в облако можно только в комплексе, а иначе бизнес рискует нарушить привычное выполнение текущих задач.

► Отсутствие предварительного тестирования – иногда возможны случаи, когда конкретный облачный продукт попросту не подходит под конкретные задачи бизнеса, поэтому лучше предварительно запрашивать тестовый период для первичного ознакомления: запуска «сырого» проекта и оценки реакции техподдержки.

Все эти причины могут привести к негативным последствиям для бизнеса. Например, сложности из-за небезупречной подготовки возникли у Додо Пиццы – из-за недостаточной информации о специфике магнитных дисков Azure Storage балансер обрывал старые TCP-сессии, приложение к такому готово не было, а среди трудностей, связанных с миграцией платформы RocketData, – недостаточная фокусировка на наличии актуальной документации по продуктам и условиях работы техподдержки.

Выводы

Сегодня, когда более 60% всех корпоративных данных в мире хранятся в облаке, облачные сервисы для бизнеса на пике популярности – по статистике, компаниям удается расти на 26% быстрее, используя облачные вычисления, а 97% IT-руководителей планируют расширять свои облачные системы.

Кроме того, в нынешних реалиях, когда любой зарубежный инструмент может попасть под санкции, использование облачных сервисов от отечественных провайдеров – поистине грамотное решение, которое позволяет бизнесу соблюдать законодательные требования к хранению и обработке персональных данных. Ведь, как известно, для выполнения условий, прописанных в ФЗ-152 “О персональных данных” и 21 приказе ФСТЭК, компаниям нужно использовать аттестованную инфраструктуру, находящуюся на территории России. Неудивительно, что для 58% российских топ-менеджеров важно, чтобы ПО для бизнеса было разработано в России, а для 82% российских компаний использование облачных сервисов – основной драйвер роста цифровизации.

Надеемся, наша статья была вам полезна, а миграция в облако станет такой же легкой, как ввод самой простой капчи. Будем рады пообщаться с вами о чудо-возможностях облака в комментариях и с удовольствием ответим на любые ваши вопросы.

Друзья, теперь вы можете поддержать Лайкни https://pay.cloudtips.ru/p/8828f748
Ваши донаты помогут нам и дальше радовать вас полезным контентом.

Нас удобно читать в соцсетях. Подписывайся!

Комментарии

0 комментариев
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у вас в почте:

Отправляя форму, вы принимаете условия обработки персональных данных