Отзывы – безусловно, важная составляющая репутации компании. Это подтверждает и наше исследование: 59% респондентов считают отзывы основным репутационным фактором, влияющим на решение о покупке. Поэтому часто компании, желающие улучшить информационный фон, обращаются именно с запросом по наращиванию положительных оценок или рейтинга. Но такой подход не работает.
Важно понимать, что негативные отзывы – это следствие и внешнее проявление более глубоких проблем бизнеса, а не их причина. Негативные комментарии оставляют пользователи, недовольные качеством, ценообразованием, логистикой, сервисом, другими внутренними факторами компании и ее продуктов или услуг – именно на них и должна выстраиваться работа с репутацией.
Подробнее о том, почему накрутка отзывов не решает репутационные проблемы, зачем подходить к репутации комплексно и какие работы включает комплекс по ORM – рассказали в статье.
Почему размещения отзывов недостаточно для улучшения репутации
Под репутацией подразумевается мнение или представление целевой аудитории о компании, основанное на результате собственного взаимодействия с ней или опыте других потребителей. Эта оценка складывается из трех параметров:
-
Уровень доверия: могу ли я положиться на компанию и рассчитывать на соответствие качества, стоимости и сервиса моим ожиданиям?
-
Развитие и влияние: есть ли у компании будущее, перспективы роста, развитие продуктов и услуг? Какую пользу приносит компания мне и обществу, как влияет на внешнюю среду?
-
Имидж: какие ценности транслирует компания? Насколько хорошо в ней работать? Как компания позиционирует себя по отношению к покупателям? Какой образ сформирован в информационном пространстве?
Эти параметры отражают внутреннюю организацию и состояние бренда и являются основой формирования репутации. Однако часто компании принимают во внимание совсем другое – количество упоминаний, соотношение положительных и отрицательных отзывов, узнаваемость в сети. И работают над репутацией только в этих направлениях. Такой подход помогает только визуально сгладить недостатки, но не решает глубинные проблемы бизнеса. Поэтому улучшение репутации необходимо проводить комплексно – от работы над повышением качества бизнеса по параметрам, перечисленным выше, до мониторинга и отработки негатива в публичном пространстве.
Что дает комплексная работа с репутацией
Комплексный подход – это часть стратегии
Разовая отработка негативных оценок или размещение позитивных комментариев не дает представления о дальнейшей ситуации и работе с репутацией. Вы можете заказать или опубликовать десятки положительных отзывов, но что будет дальше?
-
Негативные комментарии разочарованных покупателей продолжат поступать в адрес компании и перекроют все позитивные публикации, ведь проблема потребителя не была решена.
-
Негатив из сети переместится в офлайн-пространство, карточки организации будут наполнены позитивными заказными отзывами, но реальные клиенты начнут обходить бренд стороной.
Комплексная работа с репутацией выстраивается в рамках стратегии – с планированием работ и результатов. И охватывает не только отзывы, но и работу с причиной недовольств, что помогает и отработать существующий негатив, и снизить количество будущих отрицательных комментариев, и привлечь органический позитивный контент без заказных публикаций.
Что включает комплекс по ORM
Комплексная стратегия по управлению репутацией подбирается индивидуально – исходя из задач бизнеса и планируемых результатов. Полный ORM-комплекс включает несколько инструментов:
-
Оценка информационного фона – помогает выявить слабые места и болевые точки, негативно влияющие на репутацию бизнеса. Например, частый заводской брак, на который жалуется большое количество пользователей, или сотрудник, который грубо общается с посетителями.
-
Мониторинг упоминаний – подключение систем автоматического отслеживания помогает быстрее обрабатывать упоминания и оперативно реагировать на появление негатива. Пользователям важно видеть, что компания заинтересована в решении их проблем – чем меньше время ответа на комментарии, тем выше лояльность клиентов. Кроме того, быстрая реакция на негатив позволяет пресечь его дальнейшее распространение, а в некоторых случаях – негативно настроенного пользователя превратить в лояльного.
-
Корректировка информационного фона – комплекс работ по наполнению поискового пространства положительным контентом. Размещение репутационных материалов помогает рассказать о ценностях и преимуществах компании, продемонстрировать, как бренд учитывает пожелания и жалобы клиентов в работе над продуктом. Общение от лица компании на площадках с отзывами и обзорами позволяет наладить коммуникацию с пользователями и повысить уровень доверия к бизнесу. Продвижение сообществ бренда в социальных сетях – повысить вовлеченность аудитории и увеличить количество точек касания.
-
Вытеснение негатива из поисковой выдачи – инструменты SERM помогают законными методами удалить ложную негативную информацию из топ-20 и заместить ее положительным контентом (полезными новостями, сообществами в социальных сетях, сайтами-отзовиками), чтобы пользователи могли сформировать собственное объективное мнение о бренде.
Стратегия по управлению репутацией может включать и дополнительные услуги. Например, борьбу с информационными атаками. Недобросовестные конкуренты или бывшие сотрудники могут прибегнуть к нечестным методам – запустить волну распространения ложных, порочащих репутацию, сведений о вашем бренде. Всплеск негатива опасен своим стихийным характером, он способен мгновенно разлететься по форумам, блогам и соцсетям, разрушив репутацию компании за короткое время. А фейковые материалы могут остаться в интернете на годы и периодически всплывать, вызывая новую волну обсуждений.
Борьба с информационными атаками включает поиск источников негатива, подготовку опровергающих материалов и удаление фейковых публикаций, а также поддержку СМИ и контент от лица лидеров мнений. Еще – восстановление репутации после кризиса и подготовки «подушки безопасности»: репутационных материалов на случай новых атак, контактов лояльных СМИ для оперативной публикации и плана экстренного реагирования.
Комплексный подход к ORM обеспечивает бизнесу стабильное развитие и органический позитивный поток без использования «накруток», повышает лояльность аудитории и снижает вероятность репутационных рисков.
Кейс медицинской клиники
Среди наших проектов есть пример эффективности комплексного подхода к управлению репутацией. Клиент – сеть медицинских клиник – обратился к нам для улучшения репутационного фона с помощью увеличения количества положительных отзывов. Эксперты «Ашманов и партнеры» предложили работать не только с комментариями, но и с упоминаниями, имиджем, поисковым пространством. То есть задействовать комплексную стратегию по управлению репутацией.
Как мы работали над проектом:
-
провели репутационный аудит: настроили автоматический круглосуточный мониторинг упоминаний и подключили ручной анализ отзывов и комментариев;
-
выявили болевые точки бренда, тональность упоминаний и выстроили стратегию по улучшению репутации;
-
подготовили план реагирования на негатив, чтобы на отработку претензии уходило не более 60 минут;
-
вели общение от лица компании и освещали решение проблем на внешних площадках, чтобы показать пользователям заинтересованность клиники в улучшении качества услуг;
-
подготовили претензии на удаление недостоверных материалов и публикаций, нарушающих правила платформ или законы РФ;
-
подготовили и разместили репутационные статьи и обзоры;
-
уменьшили долю негатива в поисковой выдаче с помощью инструментов SERM;
-
дали клиенту рекомендации по внедрению программ мотивации пользователей на положительные отзывы.
В результате нам удалось на 13% снизить долю негативных упоминаний и полностью вытеснить отрицательные страницы из топ-10 поисковой выдачи Яндекс и Google. А также повысить узнаваемость клиники – увеличить вовлеченность пользователей в социальных сетях на 95%, количество обращений в клинику на 7%, а продаж услуг на 16%.
Как показали результаты, комплексное управление репутацией положительно влияет не только на имидж в интернете, но и на рост offline-продаж, посещаемости клиник, количества клиентов.
Выводы
-
Положительные отзывы – важная составляющая хорошей репутации, но наращивание оценок не поможет исправить весь информационный фон. Необходимо работать и с другими репутационными составляющими.
-
Мнение пользователя о компании складывается из нескольких параметров: уровень доверия клиента к бренду, ценность компании для общества, позиционирование и образ в сети. Эти критерии отражают более глубокое состояние бренда и закладывают основы репутации. Тогда как отзывы указывают только на малую часть проблем.
-
Комплексный подход к управлению репутацией работает с причиной недовольств, а не следствием, и помогает снизить количество текущего и будущего негатива, а также подготовить план действий на случай репутационных кризисов, информационных атак и внезапных изменений рынка.
-
Комплексная стратегия по управлению репутацией включает оценку информационного фона, настройку автоматических систем мониторинга, наполнение поискового пространства позитивным контентом и вытеснение негатива, выстраивание коммуникации с клиентами, увеличение вовлеченности и лояльности пользователей, разработку программ мотивации для покупателей.
-
ORM-комплекс будет полезен не только компаниям, которые оказались в кризисной ситуации и хотят восстановить репутацию. Но также молодым брендам и бизнесу, который планирует масштабироваться, вывести на рынок новый продукт, найти целевую аудиторию для узкоспециализированных товаров.
-
Наши кейсы наглядно показывают эффективность комплексного ORM-подхода: работа над проектом сети медицинских клиник помогла снизить долю негативных упоминаний и полностью вытеснить отрицательные страницы из топ-10 поисковой выдачи Яндекс и Google.
-
Результаты проекта и наше исследование также показывают, что комплексное управление репутацией помогает не только улучшить информационный фон, но и увеличить продажи, количество обращений и клиентов.