2018 год выдался для Facebook не самым простым. В марте Facebook признался, что организация Cambridge Analytica, с которой соцсеть сотрудничала, незаконно передавала данные пользователей третьим лицам. По уточненной информации утечка затронула 87 млн пользователей. Последовавшее судебное разбирательство длилось несколько месяцев, а информация о новых утечках данных и угрозах безопасности пользователей стала появляться с завидной регулярностью, например:
- Член парламента Великобритании Дэмиен Коллинс опубликовал более 200 страниц внутренних документов Facebook, в которых говорилось о монетизации персональных данных пользователей.
- Сам Facebook заявил, что передал данные пользователей в общей сложности 52 компаниям.
- WhatsApp и Facebook Messenger возглавили ТОП самых небезопасных мобильных приложений с точки зрения сохранности данных пользователей.
И вот итог:
- В начале декабря стоимость Facebook упала на 9,5 млрд долларов (до 379 млрд долларов) из-за очередного скандала, связанного с использованием персональных данных пользователей.
- В ходе внутреннего опроса в компании выяснилось, что в светлое будущее Facebook верят лишь половина ее сотрудников (в прошлом году этот показатель составил 84%). Более 10% работников планируют уволиться в течение года.
- По данным исследовательской компания Pew Research Center, 42% пользователей США перестали заходить в соцсеть ежедневно, а 54% пользователей поменяли настройки приватности. При этом 26% вообще удалили приложение Facebook со своих устройств.
К этому добавились парочка сбоев в работе соцсети – то пользователи не могли залогиниться, то накануне «черной пятницы» Facebook вообще отказывался работать, из-за чего многие рекламодатели не смогли запустить показ объявлений к распродаже.
В попытке отвлечь от себя внимание Facebook начал размещать негативные публикации о других IT-компаниях. Это, конечно же, стало известно и популярности соцсети не прибавило. В итоге акционеры Facebook вообще заявили, что Марку Цукербергу стоит покинуть пост председателя совета директоров.
Но несмотря на все трудности разработчики Facebook весь год запускали и анонсировали нововведения в соцсети, призванные упростить жизнь пользователям и рекламодателям. Предлагаем вспомнить основные из них.
Новостная лента
В начале года Марк Цукерберг заявил об изменениях в алгоритме формирования новостной ленты – соцсеть решила показывать пользователям больше постов от друзей и семьи.
Также к алгоритму подключилась программа на основе искусственного интеллекта, исключающая из новостных лент пользователей кликбейт. Помимо кликбейта Facebook начал бороться с публикациями, содержащими ссылки на некачественные сайты с плагиатом и скопированным контентом.
Еще одним крупным обновлением алгоритма стал учет мнения пользователей при формировании новостной ленты, с помощью чего Facebook надеется снизить количество фейковых и дезинформирующих новостей.
В числе экспериментов Facebook с новостной лентой была замечена функция Keyword Snooze, которая позволяет на 30 дней скрывать в ленте посты, содержащие определенные слова, делая новостную подборку более персонализированной.
Реклама
Важные изменения для российских пользователей – с 1 января 2019 года при покупке рекламы в Facebook необходимо выплачивать НДС в размере 20%. Налогом облагаются любые рекламные размещения – как с личными, так и с коммерческими целями.
Что касается уже запущенных нововведений в этом году, самыми интересными стали:
- Глобальный запуск рекламы в Stories.
- Раздел «Вдохновение», в котором собраны примеры лучших объявлений, инструкции и материалы для создания качественной рекламы.
- Тестирование показа рекламных объявлений в результатах поиска. На данный момент в эксперименте участвуют лишь избранные рекламодатели из автомобильной отрасли и ретейла.
- Специальная кнопка для коммерческих прямых трансляций, которая позволяет сделать скрин демонстрируемых товаров и сразу написать сообщение продавцу.
- Бесплатный инструмент Facebook Атрибуция, который работает без пикселя и позволяет анализировать рекламные кампании во всех приложениях и сервисах Facebook.
- Тестирование рекламных роликов с применением технологий дополненной реальности.
- Редактор Video Creation Kit для создания из картинок видеообъявлений, оптимизированных для просмотра на мобильных устройствах.
- Новые инструменты в мобильном приложении «Менеджер рекламы в Facebook» для создания объявлений, например, готовые шаблоны, цветные фильтры, инструмент для наложения и проверки текста.
- Формат Playable Ads для продвижения мобильных игр.
- Автопроигрываемая реклама в Messenger.
- Полный запрет, а потом частичный бан на рекламу криптовалют, ICO и бинарных опционов. По слухам, это было связано с тем, что Facebook собирался выпустить собственную криптовалюту.
- Инструмент обратной связи о качестве рекламируемых в соцсети товаров, который должен улучшить качество и повысить достоверность объявлений.
- Инструмент Creative Compass, предназначенный для измерения эффективности рекламы в соцсети, – он оценивает ключевые элементы объявлений, например, понятность сообщения, достоверность, эмоциональное вознаграждение, и показывает, насколько сильное воздействие реклама окажет на пользователя.
- Предупреждение в новой версии API Facebook v3.2 об ошибках при запуске рекламы.
- Обновление настроек, позволяющих администраторам делиться пикселем и группами офлайн-событий с другими компаниями – назначение партнера теперь возможно только после дополнительной проверки.
- Партнерская программа Facebook Marketing Consultants для индивидуальных специалистов по таргетированной рекламе.
Группы и сообщества
Администраторов сообществ и групп в этом году ждали следующие изменения:
- Возможность делать коллективные «истории» для групп по всему миру. Созданные общими усилиями Stories появятся на странице группы и вверху новостной ленты. Участники группы смогут реагировать на «истории» при помощи эмодзи.
- Тестирование расширенной аналитики Страниц и новая метрика – количество показов постов (Post Impressions).
- Доступ к рекламному пикселю для групп от 250 человек.
Пользователи
После громкого скандала с утечкой пользовательских данных Facebook не только извинился перед своей аудиторией, но и создал раздел, в котором можно посмотреть, какие данные передаются соцсети и у каких приложений есть доступ к аккаунту.
Также были запущены:
- Возможность создания коллекций с сохраненными постами из новостной ленты.
- Панель Your time on Facebook, с помощью которого пользователь может узнать, сколько времени он проводит в соцсети.
- Возможность удалить историю своих действий вне соцсети и запретить сбор подобной информации.
- Возможность добавлять в видеотрансляции опросы, задания, тесты и т.д.
Кроме того, Facebook пообещал добавить возможность закрепить избранные Истории в пользовательском профиле, как это сделано в Instagram.
В ноябре стало известно, что Facebook хочет запатентовать технологию поиска друзей на основе геолокации – т.е. соцсеть может предлагать пользователю новых друзей, ориентируясь на людей, которые находятся рядом с ним.
Пользователи, которые привыкли публиковать записи на Facebook с помощью сервисов автопостинга, больше не смогут это делать – соцсеть запретила планировать публикации в личные страницы через сторонние сервисы. Как и прежде, все ради безопасности личных данных.
Разработчикам
В декабре стало известно, что Facebook разрешит сторонним разработчикам создавать приложения, которые будут дублировать существующий функционал в соцсети.
Сторонние проекты
- Видеосервис Watch стал доступен пользователям во всем мире. После глобального запуска на мобильных устройствах общая аудитория сервиса достигла 400 млн человек, а ежедневная – более 75 млн человек.
- Был запущен образовательный портал Learn with Facebook, где пользователи могут пройти обучающие курсы по разным направлениям (в первую очередь маркетинг) и найти работу.
- Facebook заявил, что разрабатывает спутник, который обеспечит широкополосным доступом в интернет отдаленные районы Земли.
- Вышел разработанный вместе с Гарвардом курс для подростков по цифровой грамотности и использованию приложений и сервисов в сети.
- Запущен бесплатный сервис знакомств Facebook Dating.
- Вышел печатный журнал о бизнесе Grow.
- Facebook запустил смарт-экран Portal, с помощью которого можно совершать видеозвонки через Messenger.