Команда
Лайкни

Команда Ингейт

Что изменилось в работе журналистов за последние годы

14 октября 2024
Подпишитесь на нас в Telegram

Журналист раньше: караулит эксперта под подъездом ради одного комментария и прорывается в кабинет министра с расследованием. Журналист сейчас: размещает запросы на экспертизу и работает с телефона на Бали. Правда ли, что журналистика «уже не та» и как изменилась работа корреспондентов за последние пару десятилетий – рассказывают авторы и редакторы в Pressfeed.Журнале.

Если раньше главными «орудиями» журналиста были ручка, блокнот, диктофон и персональная харизма, то сейчас можно вполне обойтись смартфоном и ноутбуком (впрочем, харизма и сейчас не помешает). Причем, последний гаджет не обязателен – многие «акулы пера» наловчились набирать тексты прямо на телефоне. В целом журналистская работа стала более «сидячей», ведь с любым экспертом всегда можно пообщаться онлайн или получить от него ответ в аудио или в письменной форме.

О специфике работы «раньше» и сейчас, а также о будущем интернет-журналистики и роли нейросетей рассуждают на Pressfeed журналисты из ведущих изданий. Проще ли журналисту работать сейчас, чем в 90-е годы, где искать авторитетных экспертов и как интернет-изданиям конкурировать с соцсетями вы узнаете из этого материала.

Как изменилась повседневная работа журналиста

Если брать временной промежуток в 20-30 лет, то работа журналиста, безусловно, кардинально поменялась. Стала проще и динамичнее. Необходимую информацию легко найти в интернете, а не сидеть часами в библиотеке или архивах редакции. На более коротком отрезке времени изменения не так заметны – все так же проводятся планерки и подбираются актуальные темы публикаций, только онлайн-формат практически вытеснил «живое» общение.

Константин Николаев, копирайтер SEO-текстов Lenta.ru:

«Подход к работе с текстом очень сильно изменился. Достаточно сказать, что в «Независимой» или «Огоньке» главным инструментом редактора были ручка, ножницы и клей. Мы буквально вычеркивали, вырезали и подклеивали куски авторского текста и затем несли их в машбюро. Затем текст еще несколько раз подвергался сокращениям и правке на стадии верстки. Он банально мог не поместиться в полосу по тем или иным причинам. Сегодня есть интернет – и этим все сказано.

С одной стороны, старая «классическая» печать дисциплинировала журналистов, ведь ничего поправить в уже вышедшей газете или журнале было нельзя – только выпустить опровержение в следующем номере. С другой стороны, интернет дает небывалую свободу самовыражения и поиска нужной информации, ради которой раньше надо было днями пропадать в Ленинке или другой библиотеке».

Эмилия Бубнова, шеф-редактор рубрики Блоги компаний, «Бизнес-секреты» (медиа Т-Банка):

«Мне кажется, что школа журналистики за последние годы в целом не изменилась, потому что она про отражение фактов, а не мнений. Беспристрастность в тексте осталась, но, наверное, изменились другие моменты. Стало сложнее конкурировать с соцсетями за внимание читателей.

Нужно работать над длиной текста, вариативностью форматов, делать контент суперразвлекательным, чтобы его хотели читать. Конечно, сейчас без соцсетей вряд ли кому-то пригодится медиа.

Отличий в работе изданий также по большей части нет – очень сложно как-то пересобрать процессы в редакции».

Как искали экспертов раньше и сейчас

Доступный интернет и социальные сети в последние годы значительно упростили поиск экспертов. Если раньше журналистам приходилось искать контакты нужных спикеров через третьих лиц, пресс-релизы и телефонные книги, то сейчас достаточно найти профиль эксперта в соцсети и написать ему. Или, что еще проще – оставить запрос на Pressfeed.

Константин Николаев, копирайтер SEO-текстов Lenta.ru:

«Я работаю журналистом с 1990 года и считаю, что «девяностые» были временем расцвета журналистики. Тогда все спикеры охотно шли на контакт с журналистами, пытаясь донести свое мнение или воспользоваться выгодой, устраивая пресс-конференции и презентации, где налаживались нужные связи. Контакты могли быть взяты и из открытых источников, вроде обычной телефонной книги.

У каждой редакции и журналиста была заветная записная книжечка с телефонами, которые собирались иногда годами. Ими могли при необходимости поделиться с коллегами. А могли и не делиться, если контакты были слишком дефицитными. Ведь иногда для выхода на какого-то одного особенно желанного спикера строились целые цепочки.

С появлением Pressfeed возможности, конечно расширились, тексты пишутся быстрее и, соответственно, количество тоже может быть увеличено – но это чаще всего прерогатива редакции. 

Одной из самых сложных тем последнего времени была годовщина Чернобыльской катастрофы, когда мне понадобилось сразу несколько мнений в разных сферах: специалиста по физике реакторов, эколога, химика, экономиста, историка. Часть спикеров я нашел по своим каналам (в основном ученых), а часть – на Pressfeed».

Ольга Попова, главный редактор IT Manager:

«Экспертов я всегда искала по-разному. Если были нужны ИТ-директора, то обращалась в профессиональные сообщества CIO, если же искала ИТ-компании, то в основном брала контакты из пресс-релизов, либо получала в отделе продаж издательства. 

Периодически обзванивала участников отрасли. И конечно активно пользовалась социальными сетями. Сейчас запросы на Pressfeed позволяют расширить аудиторию наших медиа, привлечь тех, с кем раньше не сотрудничали».

Эмилия Бубнова, шеф-редактор рубрики Блоги компаний, Бизнес-секреты (медиа Т-Банка):

«Пять-семь лет назад спикеров я искала через социальные сети. Просто вывешивала у себя на странице пост о том, что я ищу конкретного человека и в комментариях знакомые откликались, помогали найти этого спикера. Кроме того, у меня осталось много полезных знакомств с прошлой работы, которая не была связана с журналистикой.

Некоторым спикерам я просто напрямую писала, когда нужно было получить комментарий. Это было довольно эффективно, потому что я всегда работала по теме бизнеса. В более узкопрофильной сфере было бы сложнее.

Pressfeed я считаю крутой площадкой, на которой можно получать отклики на свои журналистские запросы. Там всегда есть возможность выбирать из нескольких экспертов. Это очень здорово и экономит время журналистов!

Поскольку у меня UGC-рубрика, то моя задача сделать так, чтобы в эту рубрику приходили новые авторы, кто про публикацию бизнес-секретов еще не знал. Я прихожу на Pressfeed и публикую запрос на тему, которую я считаю в этом месяце наиболее актуальной. Откликается довольно большое количество экспертов, которые через запрос и узнают о блогах компании. Для меня это такой нетривиальный способ сотрудничать с этой платформой и закрывать свою задачу».

Елена Локтионова, главный редактор Pressfeed.Журнал:

«Сразу скажу, что раньше поиск экспертов и добывание комментариев из этих самых экспертов были «адским адом». В бытность мою замглавредом в журнале «Секрет фирмы» (когда он еще выпускался на бумаге и входил в ИД «Коммерсантъ») ни одна статья в принципе не могла быть опубликована, если в ней не было мнений самых разных экспертов рынка. Это вообще «золотой стандарт» деловой журналистики – не просто собрать фактуру, но и дополнить ее комментариями. Допустим, если пишем о какой-то компании, обязательно берем комменты у ее конкурентов. Нет комментов – нет статьи. 

А тогда еще не просто не было Pressfeed, но и соцсети-то только начинались. Так что каждый коммент появлялся благодаря наличию своей базы экспертов, связей, которыми могли поделиться твои коллеги, бесконечных созвонов, переписок, согласований и т. д. Это занимало тонну времени. Сейчас, конечно, все проще гораздо – есть Pressfeed, где можно оставить заявку на комментарии, есть соцсети. Но личные связи, конечно, по-прежнему никто не отменял». 

О нейросетях и будущем журналистики

Прогресс не остановить и глупо отрицать тот факт, что нейросети в скором времени будут использоваться для подготовки материалов практически во всех изданиях – от местечковых, до федеральных. Вопрос лишь в том, как их будут применять: в качестве вспомогательного инструмента или полностью заменят ими реальных журналистов?

Константин Николаев, копирайтер SEO-текстов Lenta.ru:

«Если говорить о будущем журналистики, то без нейросетей, я считаю, не обойтись – они будут выполнять «черную» работу. Журналисту же останется придумывать интересные темы и следить за их отработкой ИИ. 

Еще один прогноз – часть аудитории все же в конце концов устанет от картинок с подписями и вернется к авторским лонгридам, причем написанным не нейросетями в определенном стиле, а автором, у которого будет свой круг лояльных читателей».

Ольга Попова, главный редактор IT Manager:

«Нейросети я использую лишь для редактирования текстов, поиска синонимов, обработки фраз, описания тем. Не для написания текстов. К сожалению, я в последнее время получаю огромное количество текстов от пиарщиков ИТ-компаний, явно написанных нейросетью. Опытный взгляд быстро отличит творчество человека от GPT. Если конечно эта нейросеть не прошла предварительно профессиональное обучение на конкретных авторах, но это пока редкость и промт-инженеров еще немного. Поэтому во всех запросах подчеркиваю, что принимаем исключительно авторские тексты, от первого лица и с личным опытом.

Я считаю, что будущее журналистики всё же за нейросетями. Но здесь есть и большие риски, связанные с огромным количеством фейков. И как отличить правду от лжи, наверное, тоже станет задачей для искусственного интеллекта».

Эмилия Бубнова, шеф-редактор рубрики Блоги компаний, Бизнес-секреты (медиа Т-Банка):

«Я хочу, чтобы однажды журналисты и пиарщики подружились! Хотелось бы почаще создавать коммуникацию, в которой есть и те, и другие, чтобы они учились друг друга слышать. Потому что потребности друг в друге есть у обеих сторон. 

Часто пиарщикам довольно сложно пробиться в редакцию и приходится сталкиваться с большим количеством если не сопротивления, то разных сложностей».

Елена Локтионова, главный редактор Pressfeed.Журнал:

«Для будущего журналистики, как мне кажется, будет просто неоценимо, если из отрасли уйдут, наконец, случайные люди. Сейчас ведь у нас каждый суслик в поле агроном, в том смысле, что любой человек считает, что умеет хорошо писать и может быть журналистом, ну ок, в крайнем случае копирайтером. Хирургом быть может не каждый, а писателем – любая мама в декрете. В результате мы имеем чудовищное количество неадекватных персонажей, которые ходят по рынку и называют себя журналистами, копирайтерами, авторами, в общем теми, кто умеет создавать контент. 

Это невероятно усложняет работу, если ты редактор и, например, ищешь себе в команду журналистов. Вот мы, например, когда ищем людей себе в журнал, на каждую вакансию получаем по 300-400 откликов. Из них тех, кого стоит рассмотреть хотя бы в дальней перспективе, – человек 10 обычно, не больше. 

Если же говорить в целом, то мне очень хочется надеяться, что падение качества журналистики, которое мы наблюдаем повсеместно, все-таки прекратится (а это падение связано в том числе и с тем, что в профессию пришло много случайных людей). Авторы опять начнут собирать интересную фактуру, будут заниматься фактчекингом, привлекать в свои статьи знающих экспертов. Да, конечно, это требует времени, а сейчас мы должны все делать быстро – не опубликуешь ты, опубликует твой конкурент. Но все-таки нужен баланс между скоростью и качеством. Ясно, что интернет все стерпит, но хотя бы перед самим собой должно быть не стыдно за то, что ты написал или снял, а потом опубликовал». 

Друзья, теперь вы можете поддержать Лайкни https://pay.cloudtips.ru/p/8828f748
Ваши донаты помогут нам и дальше радовать вас полезным контентом.

Нас удобно читать в соцсетях. Подписывайся!

Комментарии

0 комментариев
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у вас в почте:

Отправляя форму, вы принимаете условия обработки персональных данных